Мировой опыт малой энергетики и когенерации
Датский опыт решения экологических проблем при производстве тепловой и электрической энергии
Одним из приоритетных направлений
гос. регулирования в Дании на протяжении длит. времени является
охрана окружающей среды. Соц. исследования показывают, что 90%
датчан относят вопросы охраны природы к числу наиболее
актуальных и значимых соц.-полит. проблем государства, которые
должны решаться совместными усилиями общества.
Впервые экологическая политика Д. стала разрабатываться и
peализовываться в начале 70гг. Министерство ликвидации
загрязнения было создано в 1971г. В 1973г. ему на смену было
организовано министерство охраны окружающей среды. Сегодня
министерство окружающей среды и энергетики играет важную роль в
процессе выработки общей экологической политики. На рег. и
местном уровнях большой объем адм. полномочий делегирован
администрации округов и муниципалитетам. В системе министерства
работает 3000 чел. и три агентства: по охране окружающей среды;
по лесам и охране природы.
В Датском агентстве по охране окружающей среды занято 460
человек. ДАООС подчиняется министру окружающей среды и
энергетики и отвечает за применение природоохранного
законодательства. Основной целью является предотвращение и
борьба с загрязнением воды, почвы и воздуха. В структуру ДАООС
входит 24 спец. подразделения, 6 междисциплинарных подразделении
и руководящий аппарат. Эконом. департамент ДАООС отвечает за
эконом. аспекты охраны окружающей среды, вкчючая координацию
деятельности Агентства в этой области. Учитывая возможности
эконом. рычагов охраны окружающей среды, ДАООС является движущей
силой в разработке политики в данной области, хотя формально
права и обязанности в области подготовки законодательства
принадлежат министерству по налогам.
Налоговая реформа стала прорывом в использовании эконом.
инструментов охраны окружающей среды. Она направлена на
увеличение поступлений от «зеленых» налогов и была реализована
постепенно в 1994-98 гг.
Данные мониторинга атмосферного воздуха в городах и других
населенных пунктах показывают, что качество воздуха по сравнению
с другими индустриально развитыми странами остается достаточно
хорошим. В целом же Д. является экспортером загрязнения
воздушного бассейна в регионе. Если провести оценку на основе
эквивалента потенциальной кислотности, то Д. экспортирует
примерно вдвое больше серы, оксидов азота и аммиака, чем
импортирует. Объем выбросов двуокиси углерода постепенно
возрастает и составляет 11,7 т. на душу населения в годовом
исчислении. Это соответствует среднему среди стран ОЭСР уровню.
Правительство начало осуществлять спец. план действий, чтобы
изменить эту ситуацию. Выбросы ОРВ и свинца значительно
снизились и сегодня практически сведены к нулю.
Объемы ежегодно образующихся отходов в Д. остаются достаточно
стабильными, и лишь в последние годы происходит их незначит.
рост. В Д. отдается приоритет стратегии ЕС в области иерархии
обращения с отходами (предотвращение образования отходов,
вторичная переработка, сжигание и размещение на полигонах).
Повторно перерабатывается или используется 60% отходов, в то
время как в 1985г. эта доля составляла 30%. 20% сжигается, 20%
размещаются на свалках.
Сжигание мусора, позволяющее производить вторичную тепловую
энергию, – широко применяемый в Д. метод утилизации отходов.
Подавляющая часть опасных отходов обрабатывается межмуницип.
компанией.
Основную практическую работу по контролю за соблюдением
природоохранного законодательства, экологической сертификации
предприятий, а также регулярные анализы состояния окружающей
среды выполняют представители местных органов власти – коммун. В
отношении опасных отходов (нефтяных и хим. предусмотрено спец.
законодательство, согласно которому этот вид отходов находится
под особым контролем.
Действенность системы природоохранных мероприятий в Д. во многом
обеспечивается благодаря серьезному отношению к экологическим
проблемам как руководителей предприятий, так и большинства
населения. Такое отношение стимулируется системой эконом. мер,
которые делают более выгодным применение экологически чистых
технологий в предпринимат. деятельности и экономное распоряжение
ресурсами в быту человека. Проведение природоохранных
мероприятий требует значит. средств, которые аккумулируются
путем целевого налогообложения предприятий и населения, исходя
из степени загрязнения вылепляемых ими отходов.
Определяют природоохранную политику Д. Акты об охране окружающей
среды; о планировании городских и сельских территорий; об охране
природы; о водотоках. Наиболее важным из них является Акт об
охране окружающей среды. В этом Акте, который стал составной
частью реформы законодательства 1991г., подчеркивается значение
принципа «загрязнитель платит» как основного руководящего
принципа природоохранной политики . Последние изменения,
внесенные в этот Акт, подчеркивают необходимость использования
превентивного подхода при разработке различных правил и
пороговых значений, но не при решении конкретных вопросов.
Экологические налоги и платежи дают 18% от общего объема
налоговых поступлений в гос. казну. Эта доля включает
поступления от энергетических налогов и налогов на
автотранспортные средства, которые обеспечивают основной их
объем. Энергетические налоги составляют почти половину от этих
18%, а налоги на автотранспортные средства – около одной трети.
Предпринимаются также значит. усилия в направлении
совершенствования технологии сбора и первичной обработки
отходов. Последовательно создается законодат. база по вопросам
охраны окружающей среды (датские стандарты в сфере экологии
значительно превосходят по большинству параметров
соответствующие среднеевропейские нормы), что заставляет датские
деловые круги в кратчайшие сроки адаптироваться к новым
требованиям. В производстве идет активное внедрение новых,
экологически чистых технологий и производственных процессов, а
также проводятся дальнейшие исследования и разработки в этой
области. Все это ведет к повышению конкурентоспособности датской
промышленности. Примером такой политики может служить гос.
программа поддержки экологически ориентированной экспортной
деятельности МСП, реализация которой началась в 1996г. Суть
программы в том, что МСП, планирующие внедрение природоохранных
или ресурсосберегающих технологий, выпуск экологически чистых
товаров и т.д. и при этом рассчитывающие выйти с этой продукцией
на экспортные рынки, могут получить от государства 50%
компенсацию связанных с этим доп. затрат. На реализацию
программы ассигновано 2,5 млрд.дат.крон.
В датской экологической политике признается целесообразность
передачи технологии и «ноу-хау» в области охраны природы
заинтересованным развивающимся странам и государствам Вост.
Европы. Ежегодно датское правительство выделяет 220 млн.дат.крон
на реализацию экологических проектов, преимущественно в странах
Балтии, России, Чехии, Польше и других, а также 300 млн.дат.крон
для развивающихся стран. Д. предоставит России в 2001г. 80
млн.дат.крон по программе ДАНСЕЕ /фин. документ для
предоставления целевых грантов/ на реализацию совместных
проектов по энергетике и охране окружающей среды. В 2002г. 0,5%
ВНП Д. будут направляться на реализацию межд. помощи в сфере
экологии. Бюджет министерства окружающей среды и энергетики в
2000г. составлял 4 млрд.дат.крон.
Совершенствование экологического законодательства Д. привело к
повышению тех. уровня и масштабов производства оборудования для
защиты окружающей среды. Около 1000 датских фирм работают в
области разработки технологий, проектирования и производства
природоохранного оборудования. К крупнейшим относятся: «Крюгер»
(разработка технологии и производство оборудования для очистки
сточных вол с утилизацией твердых включений); «Хальдор Топсе»
(разработка технологий и оборудования по очистке пром. газов); «Ковиконсалт»
(инженерно-консультационная фирма: системы сортировки и сжигания
бытового мусора, проектирование установок для приготовления
компоста из органических отходов, планирование схем сборки и
утилизации отходов); «Рамболь» (консалтинговые услуги по
применению технологии по переработке и утилизации твердых
отходов); «Карл Бро Груп» (холдинговая компания, объединяющая 11
инженерно-консультационных фирм; в области экологии – разработка
моделей оптимизации сбора и переработки отходов, проектирование
мусоросжигательных и биогазовых установок); «Волунд Эколоджи
систем» (разработка установок для сжигания и биотермической
обработки отходов; поставка «под ключ» мусоросжигательных
заводов от 72 до 1200 т. в сутки; имеет большой опыт в
разработке энергетических систем на базе мусоросжигательных
установок, использующих теплотворную способность органических
отходов).
Экологические инициативы. Предложения о вводе спец.
экологического («зеленого») налога на использование
метилбутилового эфира (МТВЕ) вызвало обеспокоенность крупнейших
европейских хим. компаний.
Вопрос о возможности использования МТВЕ в качестве добавки в
моторное топливо для повышения октанового числа (до 98)
находился в сфере повышенного внимания нац. агентства DEPA (Danish
Environmental Protection Agency), которое провело ряд
исследований по этой теме.
Эксперты указывают на завышенный в 2-3 раза уровень потребления
в стране высокооктанового топлива в привязке к местному
автопарку. Особое внимание уделялось оценке токсичности
вещества, небольшие дозы которого (доли миллилитра) способны
сделать тысячи литров воды непригодными для питья, а также
анализа возможных путей попадания МТВЕ в грунтовые воды. В одном
из пяти случаев анализа на бензоколонках, специалисты DEPA
фиксировали наличие следов МТВЕ в почве и грунтовых водах.
Однако, несмотря на выводы экологов о нежелательности применения
МТВЕ, датские власти не могут ввести полный нац. запрет на
использование данной хим. добавки в соответствии с
законодательством ЕС и вынуждены пока ограничиться введением
упомянутого целевого налога. Одновременно в датском министерстве
энергетики и охраны окружающей среды не скрывают свое намерение
воздействовать на соответствующие структуры Евросоюза с целью
принятия ими решения о всеевропейском запрете на МТВЕ.
В целях противодействия датской позиции производители МТВЕ в
Европе – члены ассоциации EFQA (European Fuel Oxygenates
Association) намерены предпринять ряд действий. EFQA заключила
контракт с датской фирмой Brinkmann & Image, специализирующейся
в области PR-технологий для отслеживания динамики изменения
ситуации в стране по данному вопросу.
Помимо датской активности в вопросах экологии в рамках ЕС, часть
инициатив носит и глобальный характер. Так, Д. вышла с
предложением в экологическую программу ООН (UNEP) с предложением
побудить данную межд. структуру инициировать запрет или ввести
жесткие ограничения на производство и использование ртути, а
также принять меры для ликвидации нелегального экспорта данного
токсичного металла и содержащих его продуктов.
По мнению датчан, введение данных запретов в мировом масштабе
потребует соответствующего законодат. оформления на нац. уровне
государств-участников, к чему многие страны не готовы.
Проблема попадания ртути в окружающую среду находится в сфере
повышенного внимания Д., которая проводит как собственные
исследования по данному вопросу, так и совместные, с другими
скандинавскими странами в ходе реализации интеграционных
программ в сфере экологии.
Согласно Danish National Environment Research Institute (DNERI),
несмотря на введенный ранее запрет на коммерческую реализацию
ртутьсодержащих продуктов, они достаточно часто оказываются
общедоступными на рынке. Приводятся сведения о продаже в Д.
некоторых видов парфюмерной продукции (крема, мыло) англ. и
испанского производства с содержанием Mercury Iodide от 1% до
3%. Также эксперты DNERI заявляют о фиксировании присутствия
ртути в грудном молоке женщин, китовом мясе, что подтверждает
выводы об имеющем место неконтролируемом процессе попадания
вещества в природу.
По датским оценкам в странах региона производится порядка 250 т.
отходов, содержащих ртуть, из которых 78% – с высоким
содержанием этого вещества. С эконом. точки зрения для
большинства сев. стран выгодным является экспорт ртутьсодержащих
отходов.
Помимо ртути в пакете датских предложений находятся и другие
хим. вещества, не входящие в так называемую категорию POP (Persistent
Organic Pollutants), которые выносились ранее на обсуждение в
ходе нескольких встреч IFCS (Intergovernmental Forum on Chemical
Safety). В их отношении датчане также предлагают UNEP разработку
инициатив широкого межд. масштаба.
Проблемы хим. предприятия «Хеминова». Д. столкнулась с
достаточно серьезными экологическими проблемами. Одна из них
возникла в результате столкновения 2 судов, когда в датские воды
вылилось 1900 т. нефти, другая стала последствием деятельности
на территории страны крупного хим. предприятия «Хеминова». И
если с первой проблемой датские экологи уже справились, то
вторая вызывает большую озабоченность.
Все началось с проведенного экологической службой амта
Рингкебинг исследования в районе хим. свалки на северо-западе
Ютландии, прозванной в народе «Хеминова-дыра». Исследования
показали, что сотни тонн хим. отходов просачиваются в грунтовые
воды и смываются в Сев. море. Датчане не скрывают, что свалка
может содержать очень ядовитые вещества, в т.ч. органические
фосфаты, поражающие нервную систему. Даже малая доза этих
химикатов, в случае попадания в организм, может привести к
летальному исходу.
История свалки начинается с 1953г., когда хим. предприятие «Хеминова»,
специализирующееся на производстве препаратов для борьбы с
насекомыми, стала сбрасывать отходы на побережье Сев. моря, в
200 м. от прибрежной полосы. В 1953-62гг. сотни тонн химикатов
как в твердом, так и в жидком виде доставлялись на свалку. Никто
не нес ответственности за это. В 60гг. министерство сельского
хозяйства «сдало на хранение» в «Хеминова-дыру» 60 т. химикатов,
в т.ч. 3 т. ртути, мышьяка и ДДТ. Уже тогда представители
управления по охране окружающей среды признавали, что количество
отходов в «Хеминова-дыре» превышает допустимую норму.
В 80гг. было решено начать очистит. работы. Было вывезено 1200
т. химикатов. До сих пор не ясно, какие именно вещества остались
в «Хеминова-дыре» и насколько они ядовиты.
В 1938-43гг. в Себорге, на севере Копенгагена, «Хеминова»
производила отравляющие вещества. Представители копенгагенского
амта отмечают, что сейчас почва в Сереборге может быть заражена
и реально не знают, что скрывают под собой места для парковки,
где ранее находилось предприятие.
В 1943-54гг. «Хеминова» начала производство пестицидов в Молеве,
также на севере Копенгагена. За период работы в грунт было
сброшено огромное количество пестицидов, в частности ДДТ. В
80гг. власти провели очистит. работы, но до конца ликвидировать
загрязненные места не удалось.
В 1989г. местный суд вынес решение о выплате «Хеминовой»
миллионных сумм за загрязнение почвы Молева. Но 3 года спустя
Верховный суд отменил решение, признав дело устаревшим. Дело в
том, что отходы сбрасывались в 50гг., а отравляющие вещества
обнаружены лишь в 1977г. Сейчас до сих пор литр за литром
откачиваются и очищаются грунтовые воды Молева. Опасные ядовитые
вещества до сих пор поступают в грунтовые воды и акваторию Сев.
моря.
Обязательства по Киотским соглашениям. Сокращение эмиссии так
называемых «парниковых» газов будет иметь самое серьезное
влияние на процессы структурных изменений в энергетике Сев.
Европы.
Киотские обязательства в отношении шести групп газов:
углекислого, метана, окиси азота, фторсодержащих соединений HFC,
PFC, SF6, для Д. означают сокращение их выбросов в атмосферу на
21% от уровня 1990г., для Швеции и Норвегии – необходимость не
увеличивать эмиссию более чем на 4 и 1% соответственно, а для
Финляндии – сохранение данного показателя на уровне среднего
значения выбросов 1990-95 гг.
Швеция и Норвегия уже достигли низкого уровня выбросов
«парниковых» газов в атмосферу при производстве тепла и
электроэнергии, а Швеция официально заявила о намерении
ликвидировать ядерную энергетику к 2020г., которая составляет до
40% от общего объема энергозатрат этой страны. Данные шведские
обязательства повлекут за собой увеличение выбросов двуокиси
углерода и других газов при использовании традиц. способов
производства электроэнергии для поддержания ее уровня в рамках
требуемых значений.
Датские эксперты исходят из того, что Киотские соглашения будут
выполнены скандинавскими странами в 2010г., а в период 2010-20
гг. количество эмиссии парниковых газов будет оставаться на
достигнутом уровне. Предполагается, что в Д. производство
энергии на ТЭС будет полностью переведено к 2010г. с угля на газ
с использованием комбинированных установок по производству
тепловой и электроэнергии и новых типов газовых турбин. В те же
сроки ожидается резкое увеличение капвложений в ветроэнергетику.
Норвежские инвестиции в гидроэнергетику и ее модернизацию
приведут к росту отдачи в данной отрасли к 2010г. до 20 твт. в
год. Швеция к этому же времени увеличит капвложения в
ветроэнергетику, а Финляндия сосредоточится на использовании и
создании комбинированных установок по производству тепловой и
электрической энергии на газе, а после указанной даты
предполагается увеличение финансирования работ по созданию
установок, работающих на биотопливе.
Что касается торговли квотами на выбросы «парниковых» газов, то
ее межд. характер, как считают датчане, приведет к ее единой
цене, а сама торговля будет оказывать большее влияние на
развитие ситуации в отрасли. Расчеты показывают, что стоимость
квоты в 2010г. составит 340 дат.крон за т. СО2. После 2010г.
будет сохраняться рост потребностей в доп. энергии в связи с
естественным развитием производства, а необходимость поддержания
значений выбросов на достигнутом приведет к дальнейшему росту
цен на квоты, что в 2020г. составит 650 дат.крон за т. двуокиси
углерода.
Проведенный датчанами анализ показывает, что Финляндия будет
продавать свои квоты на выброс в 2000-20 гг. В 2010г. эта страна
сможет продать квот на 7,3 млн.т. СО2, что с учетом ее стоимости
составит доход в 2,5 млрд.дат.крон. В 2020г. Финляндия увеличит
экспорт квот до 13-14 млн.т. СО2, что принесет прибыль в 8,7
млрд.дат.крон.
Д. и Норвегия в период 2010-20 гг. будут импортировать квоты на
уровне 4 и 10 млн.т. СО2 соответственно, а Швеция, закупая
электроэнергию, будет экспортировать часть своих квот на уровне
1,5-2 млн.т. СО2.
Что касается позиции Д., то она, взяв на себя более серьезные
обязательства по сокращению выбросов, по сравнению с другими
скандинавскими странами, будет проводить политику на поднятие
уровня обязательств других стран этого региона до более
серьезных значений, что в случае успеха принесет датчанам
серьезные мат. выгоды.
Анализ ценовой ситуации на рынке электроэнергии показывает, что
в 2000-09 гг. стоимость электричества будет расти с 0,15
дат.крон за 1 квт. до 0,4 дат.крон, далее она будет
зафиксирована на достигнутом уровне. Одновременно с ростом цен
на электричество будут расти и общие потребности скандинавских
стран в электроэнергии. Для Д. их рост предполагается с 2000г.
по 2020г. на 30%, для Норвегии, Швеции и Финляндии – на 11, 13 и
9% соответственно.
В отношении других энергоносителей на скандинавском рынке
отмечается, что будут расти потребности в природном газе и
жидких видах топлива, в то время как потребности в твердых
топливах останутся на прежнем уровне.
Рос.-датское экологическое сотрудничество, осуществляется в
соответствии с межгос. соглашением в области охраны окружающей
среды 1993г. В 1999г. датским правительством в рамках реализации
программ оказания тех. помощи России по линии министерства
экологии и энергетики Датскому агентству по защите окружающей
среды (DEPA), структурно входящему в указанное министерство,
было выделено 8,5 млн.долл.
Данная датская организация активно участвует в сотрудничестве,
реализуя через нац. коммерческие институты в РФ ряд проектов, в
т.ч. и долгосрочного характера. Кроме того, в функции DEPA
входит проведение экспертиз, конкурсный отбор проектов, выдача
разрешений на их реализацию. Сотрудники DEPA проводят регулярные
рабочие встречи (1-2 раза в год) с рос. партнерами (Госкомитет
по экологии) для разработки конкретных планов сотрудничества.
Отдельные соглашения по сотрудничеству заключены с
С.-Петербургом и Ленинградской обл., Калининградом. Проекты DEPA
реализуются в Пскове, Новгороде, Владимире, Смоленске.
Увеличение контактов с регионами объясняются датчанами
негибкостью центральных рос. структур и заинтересованностью в
поиске источников совместного финансирования на местах.
Анализ выполненных ранее и реализуемых в России проектов
позволяет отметить привлечение датчанами к подрядам на
регулярной основе Cowi Consulting, Ramboll, Carl Bro и др.,
которые, благодаря патронажу DEPA сумели хорошо закрепиться на
рос. рынке.
Проведенная в конце 1999г. гос. аудиторская проверка программ
оказания тех. помощи странам ЦВЕ (в т.ч. по линии DEPA и с
участием указанных датских фирм) показала, что фин. потоки не
достаточно контролируются, расходование средств осуществляется с
нарушениями. Анализ ряда проектов дал аудиторам основания
сделать вывод, что значит. часть выделенных средств не достигает
назначения. |