Мировой опыт малой энергетики и когенерации
Датское
энергетическое чудо
Модернизация системы теплоснабжения
Ставка на комбинированное
производство тепловой и электрической энергии как альтернатива
раздельному производству энергии, курс на энерго- и
ресурсосбережение позволили Дании за два десятилетия создать
эффективную и экологически чистую энергетическую систему.
Превращение Дании из 100%-но зависящей от привозных
энергоресурсов страны с одним из самых высоких в Европе
энергопотреблением на душу населения в государство с
энергоэффективной экономикой и надежной, экономичной
энергосистемой свершилось в последнюю четверть века. Но это не
было «датским чудом», это была планомерная работа, движение к
четко поставленным целям. И если создание совершенной,
универсальной для всех стран модели теплоснабжения невозможно в
принципе, то опыт работы над созданием успешных энергосистем
может и должен быть интересен всем.
Три кита
развития
Стоит заметить, что с самого начала энергетических
преобразований Дания сделала ставку на централизацию
теплоснабжения. Этот выбор был аргументирован тем, что
централизованная система имеет более высокую по сравнению с
децентрализованными источниками теплоснабжения экономическую
эффективность. Не менее важным аспектом для дальнейшего развития
энергетики и экономики в целом стали выбранные в качестве
приоритетных такие способы генерации, как совместная выработка
электрической и тепловой энергии (теплофикация) и использование
местных возобновляемых энергетических ресурсов (ВЭР). В итоге по
всем указанным направлениям Дания добилась значительных успехов
и одних из самых высоких показателей в Европе.
В качестве приоритетных были выбраны три направления, которые
легли в основу энергетической политики страны. Ставка была
сделана на:
• развитие комбинированной выработки тепловой и электрической
энергии;
• развитие систем централизованного теплоснабжения;
• использование местных возобновляемых энергетических ресурсов (ВЭР).
Долгосрочное планирование
Основной целью Первой национальной энергетической политики Дании
(ДЕ76), принятой в 1976 году, была объявлена надежность
энергоснабжения. Именно тогда было положено начало долгосрочному
планированию развития государственной энергетики и
теплоэнергетики.
Территория страны была поделена на различные с точки зрения
способов теплоснабжения регионы. Для них определялись
существующее состояние теплоэнергетики, потребности в тепловой
энергии в данный момент и на перспективу, рассматривались
возможные варианты развития систем теплоснабжения и определялись
наименее затратные. В итоге были определены три основные способа
теплоснабжения: системы централизованного теплоснабжения в
больших городах, индивидуальное теплоснабжение в сельской
местности и системы газоснабжения. В соответствии с этим были
разработаны крупные инвестиционные проекты, реализация которых
стимулировалась введением энергетических субсидий и субвенций.
Энергетический кризис конца 70-х годов вызвал необходимость
коррекции прежнего планирования, в результате чего в 1981 году
был создан Энергетический план (ЕР81), где помимо надежного
энергоснабжения оговаривалась необходимость ресурсо- и
энергосбережения. Таким образом, в основу нового плана легло
использование местных видов топлива, таких как природный газ и
биомасса, и значительное расширение области применения ТЭЦ. В
1986 году между правительством и датскими энергокомпаниями было
подписано соглашение о дальнейшем развитии системы
электроснабжения страны, по которому часть электроэнергии
планировалось получать от построенных небольших ТЭЦ, работающих
на местных видах топлива: природном газе, отходах, биогазе и
биомассе.
Это же соглашение легло в основу Программы конверсии ТЭЦ 1990
года, в соответствии с которой все средние и малые производители
тепла должны быть реконструированы как ТЭЦ малой мощности или
как установки, работающие на биотопливе.
Принципами, которыми руководствовались местные власти и
теплоснабжающие компании при выборе вариантов теплоисточника,
были:
• строительство газовой ТЭЦ в районе с централизованным
газоснабжением;
• покупка тепла у действующей ТЭЦ при ее расположении вблизи
района, снабжаемого теплом, произведенным совместно с
электроэнергией;
• строительство источников тепла на биологических видах топлива
при условии, если эти источники располагались на территориях, не
обеспеченных природным газом или вне зоны действия ТЭЦ.
Программа конверсии была разделена на три этапа, каждый из
которых предполагал переоборудование или строительство
определенной группы источников тепла.
На первом этапе акцент делался на самые крупные источники тепла
в системах ЦТ, работающие на угле и газе. В результате около 30
станций были реконструированы в небольшие ТЭЦ суммарной
электрической мощностью примерно 465 МВт.
Второй этап был связан с оставшимися установками на угле,
средними по мощности станциями на газе и частью станций,
работающих на жидком топливе в системах ЦТ. Такие станции в
основном переводились на сжигание отходов и на природный газ.
На третьем этапе небольшие системы ЦТ реконструировались и,
соответственно, присоединялись к системам с ТЭЦ на природном
газе или к системам, работающим на биотопливе.
Одновременно велась работа по переоборудованию районных
электростанций с целью получения от них дополнительного тепла и
передачи его в сети централизованного теплоснабжения крупных
городов.
Серьезную поддержку от государства источники, с комбинированным
производством энергии и работающие на возобновляемых
энергоресурсах, получали на рынке электроэнергии. Так,
потребители, приходящие на открытый в 1998 году сектор датского
рынка электроэнергии, должны были получать в первую очередь
электроэнергию, произведенную на источниках с комбинированным
производством энергии и возобновляемых видах энергии. К тому же
для ТЭЦ устанавливалась фиксированная цена, которая
соответствовала собственным долгосрочным производственным
затратам плюс сэкономленные капитальные затраты ТЭЦ.
Таким образом, концу реализации Программы (1998 год) была
осуществлена централизация систем теплоснабжения крупных городов
и населенных пунктов с переводом работы большинства источников в
теплофикационный режим – суммарная установленная мощность малых
ТЭЦ в системах ЦТ превысила 1300 МВт. Также был осуществлен
перевод источников с жидкого топлива (нефти) и частично угля на
считающиеся экологически чистыми природный газ, биотопливо и
энергию ветра.
Поддержи материально!
Для стимулирования комбинированного производства энергии и
использования экологически чистых источников энергии
правительством страны был разработан ряд компенсаций и субсидий,
некоторые из них действуют и сегодня.
• Инвестиционная субсидия, предоставляемая для перевода систем
централизованнного теплоснабжения на работу от ТЭЦ и установок
на биомассе, если в результате такой конверсии произойдет
повышение цен на тепловую энергию для потребителей. В общей
сложности выделялось до 50 млн датских крон в год.
• Инвестиционные гранты для строительства сетей ЦТ и ремонта
тепловых сетей в случае обязательного подключения к
магистральной сети, компенсирующие 30–60% капиталовложений.
• Субсидия на производство электроэнергии, продаваемую ТЭЦ в
электросеть общего пользования при продаже этой энергии (только
для ТЭЦ на газе и возобновляемых энергоресурсах). Субсидия
составляет 100–170 датских крон за 1 МВт.ч.
• Инвестиционные субсидии для проведения энергоэффективных
мероприятий в промышленности и торговле, включая ТЭЦ.
• Инвестиционные субсидии для устройства центрального отопления
в жилых домах, построенных до 1950 г., в районах с системами
централизованного теплоснабжения. Субсидия обычно покрывает
30–50% общей суммы затрат.
Поправка к Закону об электроснабжении отдает приоритет
электроэнергии, вырабатываемой малыми ТЭЦ и станциями,
работающими на возобновляемых видах топлива. Данная поправка
также предоставляет экономические гарантии крупным ТЭЦ,
сохраняющим комбинированное производство энергии.
Рекомендовано всем
Энергосистема Дании на 2/3 состоит из крупных систем
централизованного теплоснабжения, работающих от крупных ТЭЦ (на
газе, угле или нескольких видах топлива) и мини-ТЭЦ (на
биотопливе и прочих отходах). В системы централизованного
теплоснабжения также включены резервные котельные, работающие на
угле, газе или дизельном топливе.
Кроме того, в стране активно работает сектор децентрализованного
теплоснабжения, часть которого занимают системы газоснабжения с
индивидуальными отопительными установками, часть –
децентрализованные источники на древесных и прочих биоотходах.
80% тепла, используемого для отопления коммунального сектора,
вырабатывается на крупных и малых ТЭЦ;
60% всех потребителей получают тепло из систем централизованного
теплоснабжения;
40% всей производимой энергии составляют источники, работающие
на возобновляемых энергетических ресурсах, в первую очередь это
биотопливо и ветер.
Развитие и модернизация системы теплоснабжения в Дании не
прекратились. Принят и работает новый Энергетический план на
2001–2030 годы, который кроме обеспечения эффективного развития
общества и энергетической безопасности ориентирован на энерго- и
ресурсосбережение, минимизацию затрат и уменьшение негативного
воздействия на окружающую среду.
Планируется, что к 2030 году Дания при производстве тепловой и
электрической энергии полностью откажется от угля и нефти. Она
должна перейти на возобновляемые энергоресурсы и природный газ,
причем доля последнего в энергетическом балансе страны не
превысит 45%.
Судя по нынешним результатам, сомневаться в этом не приходится.
Опыт Дании активно используется многими европейскими странами,
Китаем и США. При этом в соответствующей директиве ЕС такие
направления датской энергетической стратегии, как повышение
эффективности использования энергии (при производстве и на
этапах конечного использования), внедрение энергосберегающей
техники, технологий, материалов; масштабное использование новых
и возобновляемых источников энергии признаны общеприменимыми для
стратегий модернизации ТЭК всех стран Европейского содружества. |