Правовое поле
Обзор
правового поля внедрения когенерации
1. Регулирование вопросов
подключения когенерационных установок к сетям и сбыта
электрической и тепловой энергии.
2. Формирование цен на
электрическую и тепловую энергию, выработанную когенерационными
газовыми электростанциями.
3. Льготы для проектов
когенерации, предусмотренные законодательством Украины.
4. Предложения компании
"СИНАПС" по содействию проектам когенерации в рамках правового
поля Украины.
С принятием законов "О
комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации)
и использование сбросного энергопотенциала", №2509-IV от
05.04.2005г.(далее "Закон про когенерацию") и "О
теплоснабжении", №2633-IV от 02.05.2005г. в Украине открылись
возможности для широкого внедрения когенерационных установок и
когенерационных газовых электростанций (мини-ТЭЦ). Определены
отношения субъектов хозяйствования в вопросах, связанных с
производством, передачей и потреблением электрической и тепловой
энергии от когенерационных установок и газовых электростанций.
Правовое поле внедрения когенерации формируется также рядом
других законодательных актов, таких как: Закон Украины "Об
электроэнергетике", № 575/97-ВР от 16.10.1997 с
дальнейшими изменениями; Закон Украины "Об
энергосбережении", № 74/94-ВР от 01.07.1994 с
дальнейшими изменениями; Закон Украины "Об альтернативных
источниках энергии", № 555-IV от 20.02.2003; Закон Украины "О
специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности
технологических парков", № 991-XIV от 16.07.1999 с дальнейшими
изменениями и другие. В развитии нормативно-правовой базы
наблюдается тенденция к созданию стабильных "правил игры" и
нормальных условий для внедрения когенерационных установок и
газовых электростанций на базе когенерационных технологий в
Украине.
1. Регулирование
вопросов подключения когенерационных установок к сетям и сбыта
электрической и тепловой энергии.
"Закон про когенерацию" определяет
правовые, экономические и организационные основы деятельности
субъектов отношений в сфере энергосбережения относительно
использования когенерационных установок, регулирует отношения,
связанные с особенностями производства, передачи и поставки
электрической и тепловой энергии от когенерационных установок. В
"Законе про когенерацию" заложены принципы государственной
политики в сфере использования когенерационных установок и
когенерационных газовых электростанций. Один из основных
принципов - "содействие модернизации действующих
теплогенерирующих объектов с установкой комбинированного
производства электрической и тепловой энергии с целью повышения
эффективности использования топлива и обеспечение экологической
безопасности". "Закон про когенерацию" экономически стимулирует
использование когенерационных установок на предприятиях,
независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности.
Статья 9 "Закона
про когенерацию" предоставляет
собственникам когенерационных установок и когенерационных
газовых электростанций право беспрепятственного доступа к
электрическим сетям и продажи выработанной электрической энергии
потребителям, а также продажи выработанной энергии в Оптовый
рынок электрической энергии Украины.
Статья 12 "Закона
про когенерацию" устранила
барьеры, которые могли возникать между собственниками
когенерационных газовых электростанций и энергоснабжающими
компаниями, обязывая собственников электрических и тепловых
сетей подключать к сетям когенерационные установки.
Закон Украины "О теплоснабжении" определяет особенности,
связанные с условиями функционирования систем теплоснабжения,
через существование объектов теплоснабжения разных форм
собственности, технологий производства тепловой энергии, в том
числе технологий комбинированного производства электрической и
тепловой энергии. Этот Закон запрещает отключения в отопительный
период объектов теплоснабжения (когенеррационные установки и
газовые электростанции тоже подпадают под это положение) от
систем энергообеспечения, газоснабжения и водоснабжения, как
объектов жизнеобеспечения и стратегического назначения.
В Законах Украины "О теплоснабжении" и "Об
электроэнергетике" определены
основные положения при проектировании, строительстве,
реконструкции и модернизации объектов электроэнергетики и
теплоснабжения, в том числе и когенерационных установок и
когенерационных газовых электростанций. В соответствии с этими
Законами проектирование, строительство, реконструкция и
техническое переоснащение соответствующих объектов
осуществляется на основе законодательства о строительстве,
государственных строительных норм и нормативно-правовых актов на
проведение строительных работ.
Согласно законодательству "правила присоединения когенерационных
установок к тепловой сети устанавливает центральный орган
исполнительной власти в сфере теплоснабжения", а к электрической
сети - Национальная комиссия регулирования электроэнергетики
Украины.
В нормативном акте НКРЭ "Правила присоединения когенерационных
установок к электрическим сетям" указано, что проектные,
строительно-монтажные и наладочные работы, связанные с
выполнением технических условий присоединения, должны
выполняться организациями и/или физическими лицами, которые
имеют право на выполнение этих работ.
Присоединение когенерационных установок к внешним сетям
осуществляется в соответствии с договором между собственником
когенерационных установок и собственником сетей при наличии акта
технической комиссии о готовности когенерационных установок к
принятию в эксплуатацию.
В соответствии с "Правилами присоединения когенерационных
установок к электрическим сетям", принятыми НКРЭ 21.01.2006г. №
47 электроснабжающая организация не имеет права отказать в
присоединении к ее сетям когенерационных установок (независимо
от их установленной электрической мощности, заказчиков (или
собственников когенерационных установок) при условии соблюдения
ими законодательства Украины). Также собственник когенерационной
установки может непосредственно присоединить установку к
технологическим электрическим сетям потребителей электрической
энергии.
Таким образом, в правовом поле созданы все условия для
беспрепятственного доступа собственника когенерационных
установок и когенерационных газовых электростанций к
электрическим сетям и позволяет ограничить возможности
собственника электрических сетей злоупотреблять своим
монопольным положением.
2. Формирование цен на
электрическую и тепловую энергию, выработанную когенерационными газовыми
электростанциями
Cогласно статьи 15 Закона Украины "О теплоснабжении" одной из
основных задач государственного регулирования в сфере
теплоснабжения является обеспечение равных возможностей доступа
субъектов теплоснабжения на рынок тепловой энергии и
регулирование тарифов на производство, транспортирование и
снабжение тепловой энергии с учетом изменений цен на
энергоносители и других затрат.
Статья 20 Закона Украины "О теплоснабжении" посвящена общим
основам формирования тарифов на тепловую энергию. Тарифы
являются регулированными для субъектов хозяйствования, которые
занимают монопольное положение на рынке. Кроме того "тарифы на
тепловую энергию должны обеспечивать возмещение всех
экономически обоснованных затрат на производство,
транспортирование и снабжение тепловой энергии". Они "должны
учитывать полную себестоимость тепловой энергии и обеспечивать
уровень рентабельности теплоснабжающих организаций не ниже
предельного уровня рентабельности, установленного Кабинетом
Министров Украины по представлению центрального органа
исполнительной власти в сфере теплоснабжения".
Цены на тепловую энергию, выработанных установками с
комбинированным производством электрической и тепловой энергии
(когенерационными газовыми электростанциями), не должны
превышать цены от других теплогенерирующих предприятий на
соответствующей территории.
Хозяйственную деятельность в сфере электроснабжения регулируют
также нормативно-правовые акты НКРЭ, такие как "Правила
осуществления предпринимательской деятельности из снабжения
электрической энергии по регулированному тарифу" от 13 июня 1996
г. № 15/1 и "Правила оптового рынка электрической энергии
Украины" от 12 ноября 1997 года № 10 47 а.
Постановление НКРЭ № 897 от 12.10.2005г. "Об утверждении
Временного порядка расчета тарифов на электрическую и тепловую
энергию, которая вырабатывается квалифицированными
когенерационными установками (КУ)" требует, чтобы расчет тарифов
на электрическую и тепловую энергию, выработанную на
когенерационных газовых электростанциях, учитывал все затраты,
которые возникают в процессе производства электрической и
тепловой энергии.
3. Льготы для проектов
когенерации, предусмотренные законодательством Украины
Действующие украинские нормативно-правовые акты для
стимулирования внедрения когенерации и использования
когенерационных газовых электростанций предусматривают защиту
принципов экономической целесообразности тарифов на тепловую и
электрическую энергию, выработанную когенерационными установками
и некоторые льготы для возвращения кредитов полученных на
строительство и внедрение когенерационных установок. Так при
внедрении когенерационных установок на базе действующих
отопительных котельных используется принцип приоритетного
развития.
Статья 9 "Закона
про когенерацию" устанавливает,
что на период до 2015 года в тарифы на электрическую и тепловую
энергию, выработанную когенерационными установками
(когенерационными газовыми электростанциями), не включается
целевая надбавка, установленная статьей 17 Закона Украины "Об
электроэнергетике" и
пунктом 26 статьи 14 Закона Украины "О системе налогообложения".
Существенную государственную поддержку и стимулирование в сфере
теплоснабжения предоставляет статья 8 Закона Украины "О
теплоснабжении". Эта статья разрешает сохранять тарифы на
тепловую энергию на три года на уровне, установленном до
внедрения энергосберегающих мероприятий, каковым является
внедрение когенерации и когенерационных газовых электростанций,
и соответствующее корректирование тарифов, если на протяжении
срока окупаемости изменяются цены на энергоносители.
В соответствии со статьей 20 Закона Украины “О теплоснабжении"
тарифы на тепловую энергию должны обеспечивать возмещение всех
экономически обоснованных затрат на производство,
транспортирование и снабжение тепловой энергии, учитывать полную
себестоимость тепловой энергии и обеспечивать уровень
рентабельности не ниже предельного уровня рентабельности,
установленного Кабинетом Министров Украины.
Статья 22 Закона Украины “О теплоснабжении" дает возможность
закрепить тарифы на тепловую энергию на срок окупаемости
инвестиций в случае, если внедрение когенерации и
когенерационных газовых электростанций приводит к увеличению
объемов теплоснабжения потребителей.
После строительства и введения в эксплуатацию коогерационных
установок и газовых электростанций привлеченные на их
строительство средства возвращаются путем учета в тарифе на
производство (транспортирование) тепловой энергии инвестиционной
составляющей. Такое положение действует на протяжении срока
окупаемости капиталовложений в модернизацию объекта
теплоснабжения.
Постановление НКРЭ "Об утверждении Временного порядка расчета
тарифов на электрическую и тепловую энергию, которая
вырабатывается квалифицированными когенерационными установками
(КУ)" также раскрывает указанные выше положения для
когенерационных газовых электростанций.
"Правила осуществления предпринимательской деятельности по
поставкам электрической энергии по регулированному тарифу"
утвержденные НКРЭ 13.06.1996г №15/1 определяют, что данные
тарифы "должны обеспечивать собственнику когенерационной
установки (когенерационной газовой электростанции) прибыль и
достаточные поступления средств для возмещения оправданных
затрат, а также стимулировать его к сокращению этих затрат и
повышению рентабельности его деятельности".
Внедрения энергосберегающих технологий (в том числе и
когенерации и газовых электростанций) стимулирует и Указ
Президента Украины №1863/2005 от 29 декабря 2005 г. "О решении
Совета национальной безопасности и обороны Украины от 9 декабря
2005 года "О состоянии энергетической безопасности Украины и
основных принципах государственной политики в сфере ее
обеспечения". Кабинету Министров Украины поставлена задача:
проработать вопрос относительно возможности налогообложения по
нулевой ставке налога части прибыли предприятий, полученной за
счет внедрения энергосберегающих мероприятий.
4.
Предложения компании "СИНАПС" по содействию проектам когенерации
в рамках правового поля Украины.
С целью
формирования льгот и преимуществ для внедрения проектов
когенерации и строительства когенерационных газовых
электростанций в рамках правового поля Украины компания «СИНАПС»
подала заявку на инновационное решение по энергоснабжению
потребителей, получение патента на которое ожидается к концу
2007 года. Это создаст юридическую основу формирования серии
инновационных проектов для внедрения в Украине на взаимовыгодных
условиях с владельцами этих проектов. Специалистами компании
«СИНАПС» проведена подготовительная работа по решению вопросов
регистрации инновационных проектов и инновационных структур.
Проект внедрения когенерационной газовой электростанции
приобретает преимущества и льготы на срок до 3 лет с получением
статуса «приоритетный инновационный проект». Результатом этого
будут:
1 -
Освобождение от уплаты таможенной пошлины.
2 - Освобождение от уплаты НДС при таможенной очистке
импортируемого оборудования.
3 - Возможность компенсирования процентов по привлекаемым
кредитам.
4 - Возможность получения беспроцентного кредита за счет
госбюджета Украины.
Компания, которая будет внедрять проект когенерационной газовой
электростанции как приоритетный инновационный проект, а также
производить инновационный продукт в рамках этого проекта,
получит статус инновационной структуры, что дает ей право в
течение 5 лет освобождать от налогообложения до 50% прибыли,
получаемой от продажи производимого продукта.
|